Цилиндрические зубчатые колеса (шестерни)

ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА (ШЕСТЕРНИ)

 Зацепление зуба

 Прямозубые колеса зубчатые (шестерни)

Прямозубые колеса зубчатые - самый распространенный вид колес зубчатых. Зубья расположены в радиальных плоскостях, а линия контакта зубьев обеих шестерен параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерен также должны располагаться строго параллельно.

Косозубые  колеса зубчатые (шестерни)

Косозубые колеса зубчатые являются усовершенствованным вариантом прямозубых колес зубчатых. Зубья косозубых колёс зубчатых располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали. Зацепление таких колес происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом.

 Недостатком косозубых колес зубчатых (шестерней) можно считать следующие факторы:

- при работе косозубого колеса зубчатого (шестерни) возникает механическая сила, направленная вдоль оси, что вызывает необходимость применения для установки вала упорных подшипников;

- увеличение площади трения зубьев  (что вызывает дополнительные потери мощности на нагрев), которое компенсируется приенением специальных смазок.

В целом косозубые колеса зубчатые (шестерни) применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высоких скоростях, либо имеющих жесткие ограничения по шумности.